Пражский театр Na zabradli
В самом сердце древней Праги неподалеку от Карлова моста расположился один из самых популярных театров – Na zabradli (На перилах). Его репертуар разнообразный и большой: драма, пантомима, черный театр и др.

История появления

Пражский театр Na zabradli был назван в честь костела Святого Иоанна Крестителя Na zabradli, возведенного примерно в двенадцатом веке. Этот храм входил крепостные сооружения Старого города со стороны речки Влтавы. После середины четырнадцатого столетия, согласно приказу Карла четвертого, оборонительные сооружения были разрушены, однако часть стены с воротами осталась. В шестнадцатом столетии название Св. Яна На перилах было заменено названием «На свалке», поскольку горожане за эту бывшую стену с воротами выкидывали мусор и хлам.

При правлении Иосифа второго костел был закрыт и переоборудован в жилой дом, а в конце девятнадцатого столетия его снесли. От храма осталась только скульптура «Христос на ослике», расположенная во дворе современного театра Na zabradli.

В середине девятнадцатого столетия была возведена каменная набережная на реке Влтаве, а на ней жилые дома. Один из них в дальнейшем и стал зданием для театра «На перилах».

Первые шаги пражского театра Na zabradli

В послевоенные годы в доме на Аненской улице был открыт зал для театра, где ставились миниатюрные спектакли. Здание целиком было передано под театр только в конце пятидесятых годов. Его днем рождения считается дата 9 декабря 1958 года. В это время был показан музыкальный спектакль «Тысяча кларнетов» режиссера Йиржи Сухого. Основателями Na zabradli читаются Гелена Филиппова, Владимир Водичка, Йиржи Сухой, они же и были создателями первой труппы театра.

Весной 1959 года к театральной труппе присоединился коллектив пантомимы, которым руководил мим Ладислав Фиалки. Драма и пантомима объединились в единое целое. В постановках Фиалки действие распалось на отдельные кусочки – новеллы, не связанные между собой, однако они дали целостную картину. Фиалка проработал в Na zabradli до самой смерти, 1991 года.

После прихода Вацлава Гавела в шестидесятых года начал развитие театр абсурда, пользовавшийся популярностью не только у чехов, но и за границей. А абсурдных постановках мир был представлен в бессмысленном облике, он был лишен судеб, нагроможденных событий и поступков. Время и место неопределенны и изменчивы, ситуации и персонажи нереалистичные. В театре Na zabradli работали режиссеры, их называли «новейшей волной театра». Однако жесткая цензура и политическая ситуация заставила их покинуть кинематографическую деятельность. Среди этих режиссеров выделялся Эвальд Шорм, который с семидесятых годов создал большое количество культовых пьес: «Леди Макбет», «Братья Карамазовы», «Гамлет».

Следующим пост директора занял Петр Лебл, который являлся талантливым художественным руководителем. Его богатое воображение и фантазия произвели на свет новую интерпретацию мировых драматургических произведений.

Rambler's Top100