Скульптура «Подхалимство» в Чехии
Одна из самых провокационных скульптур Давида Черного в Праге – скульптура «Подхалимство». Остроумие, сатира, откровенный злой юмор, выраженные в скульптуре, просто плещут через край, высмеивая и обнажая подхалимство как порок человека.

Автор скульптуры

Имя Давида Черного известно во всей Праге. Кроме того, скульптор стал своего рода визитной карточкой чешской столицы. Чем же он это заслужил? Как видно, именно своими скульптурами. Давид Черный является одним из самых ярких представителей современной культуры, который выражает в своих работах личное отношение к миру и его проблематике. Шедевры Черного провокационны и скандальны, их высмеивают и обсуждают, восхищаются, ставя деятеля в один ряд со знаменитыми пражскими скульпторами.

Свою деятельность в творчестве Черный начал в 1991 году с провокационной акции, которая вызвала широчайший общественный резонанс – он со своими друзьями только перекрасил советский танк ИС-2 в розовый цвет. Этот танк стоял раньше перед зданием Юстиции. За такой дерзкий поступок против символов коммунизма и оккупации его арестовали, а танк получил свой прежний вид, однако спустя некоторое время смену облика танка решили повторить депутаты.

С того времени коллекция Черного пополнилась десятком работ. Каждая скульптура стала олицетворением некой политической или социальной проблемы, высмеивающей пороки современного общества.

Черный рассказал всему миру, какой вид имеет подхалимство

Размышляя на тему пресмыкательства и угодничества человека перед другими людьми, Давид в 2003 году представил публике две белые фигуры пятиметровых безголовых обнаженных мужчин, которые упираются руками в бетонную стену. Мужчины на скульптуре «Подхалимство» склонились к земле под углом 90 градусов, и показывают миру самые постыдные части своих тел, которые явно предназначены не для поцелуев.

Давид Черный таким провокационным образом с максимальной точностью передает суть подхалимства, прямо указывая, в чем именно выражается эта черта характера во взаимоотношениях людей. Отсутствие голов у статуй – это мягкий намек на умственную недалекость и глупость подхалимов и тех, кто поддается влиянию их лести.

Следует отметить, что отсутствие голов у фигур свидетельствует не только о том, что они безмозглые, следовательно, лишены интеллектуального развития, но и о том, что у них нет своих лиц. Казалось бы, вещь очевидная – нет лица, нет головы. Однако и здесь наблюдается тонкая ирония Давида – подхалим является безликим, он теряет собственное лицо, уничтожая себя как личность.

Способ выражения мысли призван вызывать отвращение у зрителя к пороку, особенно к людям, которым он свойственен. Ведь подхалимство, изображенное скульптором, воспринимается как что-то унизительное и грязное. Но скульптурное злословие и сатира автора не ограничены только монументальной демонстрацией мысли. Автор кроме высмеивания пороков заключил в шедевре дерзкую политическую иронию.



Rambler's Top100